Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология - мифы и реальность

«Хороший вопрос: как учить — знаниям или пониманию? ...Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остается.»  Капица С.П.

Современные междисциплинарные, связанные с психикой человека (мозгом, как материальной базой психики) открытия, вплоть до нейровизуализации мнемических процессов, и пересмотр теорий, концепций и основанных на них методик психологической помощи, выступают в качестве наглядного примера сложности и противоречий в процессе формирования научных психологических знаний. С течением времени некоторые гипотезы из «арсенала» психологии оказываются заблуждениями, в плену которых, долгое время, зачастую не подозревая об этом, может пребывать значительная часть научного сообщества. Безусловно, никто не может претендовать на «истину в последней инстанции», но, если вспомнить с долей юмора высказанное замечание Стивена Хокинга: «Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но уточненную.»

Нам бы хотелось, чтобы в условиях всеобщего открытого доступа к материалам по современной психологии для людей (потенциальных клиентов, т.к. нет людей без проблем и вопросов психологической тематики), обратить внимание на резко сниженный авторитет профессии практического психолога из-за невысокой профессиональной и общей эрудиции некоторого числа студентов и специалистов-психологов, недостаточно образованных, либо занимающихся псевдо и лженаучными направлениями. Кроме того, современный уровень, предъявляемый к студентам, требует честного, в научном смысле, подхода к профессии психолога, хорошего кругозора по современным междисциплинарным материалам, а не адаптивного «получения оценок» и дипломов.

С использованием IT- технических возможностей нашего факультета (он-лайн семинары, интерактивные вебинары с записью на видео) можно проводить дискуссионные лекции, как с авторитетными  научными специалистами нашего университета, так и специалистами базовых университетов по направлениям, связанным с психологией ( это ПИ РАО,МГУ, ВШЭ и т.д,  специалисты-ученые, медики, педагоги, философы, социологи, генетики...) Предварительная договоренность с некоторыми профессионалами по интересным для психологов темам у нас уже проводилась. Такие темы и лекторы могут предлагаться всеми участниками лектория, безусловно, они будут предварительно рассмотрены и одобрены, с точки зрения актуальности темы и её научной достоверности.

Лекторий может также предложить сотрудничество и уже известным обучающим и научно-просветительным ресурсам, таким как: Антропогенез.ру, Архэ, Курилка Гуттенберга, Праксис, Универсариум и т.д. Заметим, что с данными популяризирующими научные знания платформами уже сотрудничают некоторые наши преподаватели, как авторитетные, признанные научным сообществом специалисты.

P.S. Нам бы хотелось отметить актуальность в нашем проекте не только популяризировать современную науку, но и бороться с проявлениями манипуляции лженаучными способами. Наука – это метод познания, которому мы обязаны всем прогрессом цивилизации в последние столетия. Этим наука заслужила уважение и особые преференции в обществе. Она лежит в основе образования, экспертизы, планирования, на научные исследования выделяются невозвратные деньги – гранты. Многим хочется подключиться к этому источнику благосостояния науки. Кроме того, в психологии, как и в медицине, мы имеем дело с психическим (и соматическим) здоровьем клиентов, с их социальной успешностью, т.е. влияем на их личность, их жизнь и, соответственно, жизни их близких. Это очень ответственная миссия. 

Авторский коллектив

Жукова Наталия Владимировна

Жукова Наталия Владимировна

Проблема, на решение которой направлен проект

Основной проблемой мы считаем снижение авторитета (недоверие) к профессии практического психолога, недостаточно высокий уровень знаний с учетом новых достижений в области нейронаук. И, безусловно, проблема популяризации знаний по психологии, как науки, позволяющей помочь в психологических проблемах, раскрыть возможности человека, как уникальной личности,  для полноценного раскрытия и социально полезной, успешной жизни. 

"Разумная жизнь на той или иной планете достигает зрелости, когда ее носители впервые постигают смысл собственного существования" Чарльз Доккинз "Эгоистичный ген". 

"Мы создали цивилизацию «Звёздных войн» — с эмоциями каменного века, общественными институтами Средневековья и технологиями, достойными богов." Эдвард Уилсон, американский биолог, социобиолог, эколог, писатель.

 

«Человек, не получивший систематического образования, не обнаружит выдающихся способностей ни в чем, неважно, с помощью каких методов мы будем их оценивать».

Ричард Нисбетт

 

Целевая группа проекта

Доступно всем, кто интересуется психологией (как профессионалам, так и для расширения кругозора и самообразования).

выполненные работы в рамках проекта

ФДО- факультет с уникальными наработками в области lT-технологий, позволяющими проводить дистанционное обучение (общение и т.д.), и как координирующий межвузовский центр данного профиля. Предварительная договоренность о сотрудничестве и возможность проведения лекций с некоторыми учеными, преподавателями, изучение актуальных тем современной психологии.

Наши технические возможности для лектория:

https://youtu.be/JdL3aLL7Jm8

Результаты проекта

Популяризация современных научных знаний по отраслям, которые имеют отношение к психике человека. Расширение профессионального уровня и общего кругозора студентов-психологов, как будущих специалистов, желающих соответствовать уровню знаний современной психологической науки и практики. Сотрудничество с другими ВУЗами и специалистами смежных отраслей наук.

Важно отметить, что данный проект имеет  еще и другую, выраженную социальную направленность: он не только пытается защитить людей от псевдо и лженаучного манипулирования, но и позволит прорекламировать идеи инклюзивного обучения для инвалидов и людей с ОВЗ, обратит внимание на общегуманистические проблемы современного мира, как общества "потребления". 

P.S.Безусловно, одновременно будет создан сайт лектория (с видеоархивом и другими научными и научно-популярными материалами) с размещенной там научно-популярной информацией, полезной, как для широкого круга лиц, интересующихся психологией, так и для учебной и практической деятельности студентов и специалистов (выпускников, преподавателей и т.д.)